Ароматы Belle Époque
7.08.2017
Сказочное воспоминание о беззаботности, о роскоши и красоте послевоенное общество условно назвало Belle Époque. Прекрасной эпохой называют период конца XIX начало XX века в Европе, до начала Первой Мировой войны. Еще это время называют Изящной эпохой, Золотым веком, Ар нуво, Арт нуво.
Открытие, рождение, расцвет, успехи во всех областях человеческой деятельности. Автомобилестроение и воздухоплавание, кафе и кабаре, кино и фотография, естественные науки и медицина, социология и этнография, археология и история, искусство и литература. И, конечно, в области моды и парфюмерии тоже.
С 1880 годов началось качественно новое развитие парфюмерной промышленности, добившейся получения эфирных масел искусственным путем, используя новейшие химические достижения. К началу XX века парфюмеры располагали важными искусственно полученными душистыми веществами: ванилином, гелиотропином, ионом (составная часть фиалкового корня) и искусственным мускусом.
В 1882 году английский химик Уильям Перкин из бобов тонка выделил кумарин - ароматическое вещество, которое имеет стойкий, мягкий, сладковатый запах. Близок к смеси благоухающего сена, ванили и горького мигдаля. Свое название вещество получило от фр. "coumarou", что означает "бобы тонка" - плоды вечнозеленого тропического диптерикса. Кумарин фиксирует запах. В сочетании с дубовым мхом и лавандой создает сухой древесно-травяной аромат.
В том же году Поль Парке (Paul Parquet) - парфюмер и совладелец бизнеса Houbigant, представил Fougere Royalle (Королевский Папоротник) - аромат, который определил новую категорию парфюмерии - "фужерное" или "папоротниковое" ароматическое семейство, которое и сегодня самое популярное среди мужских ароматов. И важно, что Поль Парке стал первым использовать синтетические ароматические материалы. Аромат Fougere Royalle был построен вокруг нот дубового мха, герани, бергамота и синтетического кумарина. Без этого открытия Парке, мир мог остаться без многих великих ароматов, поскольку добыча многих ингредиентов была запрещена (мускуса), а некоторые оказались вредоносными для человека (природный кумарин является канцерогенным). Хотя, кто знает, может другой великий парфюмер додумался бы до этого.
Дальше Парке продолжал создавать новые ароматы с использованием синтетических материалов. Le Parfum Ideal - первый сложный цветочный аромат с синтетическими компонентами - кумарином и салицилатами. 1908 г. - Coeur de Jeanette (Сердце Жаннет), 1910 - Parfum Inconnu (Неизвестные духи).
Фирму Guerlain, основанную в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герлен, после его смерти унаследовали его сыновья Эме и Габриэль. В период, который нас интересует, Эме Герлен поднимает семейный бизнес на новый уровень, один за другим выпуская успешные ароматы, в то время, как Габриэль занимается менеджментом. Достижения Эме имеют огромное значение для развития парфюмерного искусства:
1. Он разложил аромат на три составляющих (начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту).
2. Так же, как и Поль Парке, совмещает в парфюмерии натуральные и синтетические составляющие.
3. Создает первый унисекс аромат Jicky (1889г.).
В Jicky Guerlain тоже использовал кумарин и композиция относится к фужерному направлению. Кроме того, в формулу духов входили компоненты животного происхождения - цибетин, амбра, кастореум.
После смерти Эме, в начале XX века компанией управляют его племянники Пьер и Жак. Благодаря Жаку в истории Дома Guerlain начинается самая блистательная эпоха. Им созданы новые композиции в духе того времени, среди которых еще один известный фужер Mouchoir de Monsieur ( Его носовой платок) и был посвящен одному из друзей на свадьбу. В это время была мода на изящные батистовые носовые платки. Восхитительно надушенные, они стали обязательным аксессуаром денди.
Ионон - ненасыщенный кетон, обладающий приятным цветочным запахом. Иононы впервые были выделены из пармской фиалки Тиманом и Крюгером в 1893 году. Открытие иононов легло в основу производства синтетических фиалковых нот, которые имеют идентичный аромат, но значительно дешевле дорого натурального эфирного масла. Это была эра фиалковых парфюмов. У каждого парфюмерного бренда была своя композиция на эту тему, но одним из лучших был парфюм, в котором фиалки благоухали на фоне других составляющих. Это были духи с совершенно не цветочным названием и потому еще больше привлекали своих поклонниц - Apres l'Ondee Guerlain (1906) Жака Герлена. Еще одна фиалковая композиция не менее интересная, но еще более загадочная - Parfum des Champs Elysees(Original) 1904, которую создали раньше аромата После Ливня, а свет она увидела значительно позже - в 1914 году.
Еще одно открытие в химии, которое имеет непосредственное отношение к парфюмерии, - альдегиды. Историки утверждают, что первые альдегиды использовались при создании Reve d'Or L.T. Piver, вернее, его переиздании 1905 г., в аромате, созданном Пьером Армижаном. А в 1905 году вышел в свет Floramye L.T. Piver, созданный тем же парфюмером Пьером Армижаном (Pierre Armigeant (1874-1955) в сотрудничестве с химиком, профессором Жорж Дарзеном (George Darzens). Это были первые духи, в которых использовали открытие последнего - метил нонил ацетальдегид ( methyl nonyl acetaldehyde ). Если простыми словами - альдегид С 12.
В 1908 году два русских химика А.Жуков и П.Шестаков опубликовали работу о химических соединениях, которые обладают интересным ароматом, напоминающим запах разогретого на солнце спелого персика ( с фруктовыми, восковыми, кокосово-сливочными оттенками). Это вещество назвали альдегид С-14.
Говоря об искусстве модерна, нужно немного остановиться на одном из его стилей - Арт-нуво, Ар-нуво (франц. L’Art Nouveau – Новое искусство). Еще этот стиль называют декоративно-орнаментальным или флорентальный. Зародился он в Бельгии и Франции. Характерные черты которого - волнообразные, изогнутые линии, сочетающие восточные мотивы и конструктивность. Растительный узор, водяные растения (ирисы, лилии, водоросли), рисунки животных с мягко изогнутыми линиями, напоминающими японскую живопись.
В 1856 году живописец Ф.Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников.
На основе изогнутых линий разрабатывается концепция непрерывного "перетекающего" пространства. Линии. Ар-нуво напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Стилизированные яркие и грациозные насекомые и птицы. Образы женщин с длинными, струящимися волосами.
Ярким примером может быть идеализированная, стилизированная фигура прекрасной женщины, вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок в творчестве чешского художника Альфонса Мухи, стиль которого стал образцом для целого поколения художников.
Все эти изогнутые линии, цветы, женщины украшают упаковки, этикетки и рекламу духов Guerlain, Coty, Houbigant. А смотря на картины Альфонса Мухи, я сразу вспоминаю красивые упаковки и флаконы L.T. Piver.
Невероятное расширение парфюмерной индустрии способствовало появлению разнообразных флаконов. Известному парфюмеру того времени Франсуа Коти принадлежит идея, что парфюмы должны продаваться в красивой емкости. Он вывел правило, по которому лучшие композиции ароматов должны быть в простых, но безупречных, по вкусу флаконах, и продаваться по разумной цене. Он создал парфюмерные линии разных ценовых категорий. До этого духи были привилегией богачей, но Коти сделал их доступными женщинам других слоев общества. Для этого он организовал серийный выпуск небольших прозрачных флаконов. Гениальным изобретением Коти была и коробка-подарок с ароматическим набором. Вообще в начале XX века парфюмы Coty имели "такую же репутацию, как джазовые стандарты". На них могли ровняться другие парфюмеры, у которых со временем появились свои собственные шедевры. Это относится и к горячо любимого мною Guerlain. Так, L`Origan Coty, который вышел в свет в 1905 году, имел огромное влияние на появление в 1912 году L'Heure Bleue Guerlain и много других ароматов. L`Origan Coty был первым ароматом из цветочно-восточного направления. Он выпускался в концентрации парфюм, туалетной воды и в качестве пудры для лица.
Начало промышленного производства парфюмерии обострило и вопрос художественного оформления упаковки и рекламы. Для этого приглашают известных художников, которые создают прекрасные произведения.
Известная американская исследовательница истории парфюмерии Кристи Майер-Лефковис считает, "что решающим моментом в развитии дизайна серийных флаконов для духов, одеколона, туалетной воды считает открытие в крупных городах Европы и Америки больших универсальных магазинов (1870–1880-е гг.). Именно тогда ведущие парфюмерные компании начали уделять серьёзное внимание внешнему виду сосудов, графическому решению этикеток и упаковки, — ведь их продукция должна была чем-то выделяться среди расположенных по соседству изделий конкурентов, привлекать внимание покупателей."
Большая заслуга выдающегося мастера Ар-нуво Рене Лалика в том, что форма и декор флакона выражает ароматическую концепцию хранящегося в нем парфюма. В производстве Лалик применяет технологию литья и холодного патинирования, что позволяло значительно удешевить продукцию. Художник постоянно изменяет формы сосудов, иногда предлагая парадоксальные решения. Экспериментирует с цветом. Еще одно его достижение - разработка оригинальных пробок, которые обеспечивали выразительный и запоминающийся образ парфюма.
Флаконы Лалика изображают стилизиванных реально существующих насекомых, цветов и растений, про которые мы говорили выше. А чудесные флаконы Baccarat для духов Guerlain и Houbigant!
Если раньше в названиях ароматов была привязанность к растениям или цветам, то в Прекрасную эпоху появляются непривычные названия. Фирма Поля Пуаре выпускает духи "Улица дерева, "Ее комната", "Запретный плод". У Поля Порке - Coeur de Jeanette (Сердце Жаннет), Parfum Inconnu (Неизвестные духи) или тот же Mouchoir de Monsieur ( Его носовой платок), Apres l'Ondee Guerlain (После ливня), Parfum des Champs Elysees (название улицы Парижа) Guerlain.
Чудесная изящная коробочка с этикеткой в стиле Ар-нуво "Ароматы Belle Époque", автором которой есть известный коллекционер и парфюмер Галина Анни, долго ждала своего часа. Терпеливо лежали в ней пробирочки с редкими жидкостями, названия которых не часто встретишь сегодня. Знакомство с этими композициями вдохновили меня на создание одноименной темы.
В рубрике "видео" есть презентационный ролик "Belle", в котором Галина Анни собрала постеры и фотографии флаконов Прекрасной эпохи, а сопровождающая музыка в нем создает романтическое настроение, которое господствовало в то Золотое время.
На последнем фото - подготовка выпуска коробочки Belle Époque. Фотография Галины Анни.
Использовала статьи В.Хмельницкого "История парфюмерных флаконов. Хранители Ароматов", М.Юдова " Кто такие альдегиды", Лиззи Остром "Парфюм. Истоия ароматов XX века", фотографии из Интернета.
Немає коментарів:
Дописати коментар